Адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Лапина, д.7
Телефон в Иркутске: 8(3952)983-291, 8(3952)910-960
Телефон в Москве: 8(915)189-67-59
Email: [email protected], [email protected]
Система саморегулирования в России – это уже не пустой звук. Для многих организаций это единственный способ существовать. С января...
По закону, медицинская деятельность на территории Российской Федерации, не может выполняться без лицензии Министерства здравоохранения, это известно всем. Вот...
На сайте компании «Сибирские финансы» в течение нескольких месяцев проводился опрос на тему «Без каких услуг других организаций ваша...
Мысль о смене интерьера приходит внезапно, но до принятия окончательного решения, как правило, проходит немало времени.
И все же настает тот день, когда Вы решаетесь обратиться к дизайнеру. Дизайн интерьера – будь то интерьер квартиры, дома, офиса или какого-то отдельно взятого помещения – по многим соображениям важная и часто довольно хорошо стоящая вещь. Но!
К сожалению, несмотря на всю свою важность, на сегодняшний день отношения заказчика с дизайнером не отличаются четкостью и определенностью. Это приводит к взаимным претензиям, осложнению отношений, разочарованиям, а возможно, и к суду. Почему такое происходит? Практика показывает, что виноваты обе стороны. Клиент надеется на дизайнера, как профессионала, и думает, что он «все сделает хорошо». Причем это многозначительное «хорошо» относится не только к дизайну интерьера, но и к самой организации работы, которая невозможна без правильного документально-правового оформления отношений между дизайнером и клиентом. Дизайнеры же, часто идя на поводу у своей творческой натуры, забывают про «бумажно-правовую часть» отношений, или надеются на клиента, который, конечно же, никак не ожидает, что на него негласно возложена такая «миссия». Итак, все надеются и верят друг в друга, а в итоге ...
В итоге обе стороны получают следующее:
Как юрист, оценивая данную ситуацию, могу сказать следующее. Забудьте раз и навсегда про устные отношения. Если вы решили обратиться к услугам интерьерного дизайнера, всегда заключайте договор. И не просто договор, в котором говорится, что оформитель обязан разработать интерьер гостиной, спальни, ванной и прочего. А договор, в котором детально прописывается (это же, кстати, следует сделать и в интересах самого дизайнера), что именно необходимо сделать специалисту по интерьерам, в какой форме и к какому сроку предоставить Вам как заказчику данный результат работы. Иначе нерадивый дизайнер сможет вполне обоснованно выдать за проект интерьера простой рисунок на листе бумаги, нарисованный от руки карандашом. Поэтому всегда включайте в договор детальное описание всех работ, которые должен сделать специалист. (К примеру - подготовить детальный технический план помещений, в которых он берется спроектировать интерьер, составить смету работ, с которыми сопряжено воплощение его проекта в жизнь, подобрать цветовое решение для комнат и их отдельных частей).
Однако одного договора для решения вышеобозначенных проблем недостаточно. Необходимо техническое задание (далее просто ТЗ). И если Вам дизайнер не предлагает свой шаблон ТЗ, потрудитесь его составить сами, в процессе составления отвечая на следующие вопросы:
Вопросов, на которые должен клиент ответить при составлении ТЗ, великое множество. И лично я, когда выбираю дизайнера для себя, оцениваю его как специалиста именно по тому, насколько он адекватно, продолжительно и детально ведет первоначальный «допрос с пристрастием». Последнее – дело может и не совсем приятое и быстрое, зато очень важное в дальнейшей работе с дизайнером.
Конечно же, до заключения договора, клиенту хорошо бы разобраться в том, насколько квалифицирован специалист (и здесь довольно часто играет роль «сарафанное радио»), с которым он собирается работать.
В идеале дизайнер интерьера должен уметь:
После того, как Вы выбрали дизайнера, составили ТЗ и заключили договор, происходит много изменений как в самом ТЗ, так и в договоре. По статистике 70 процентов работы дизайнера – это творческий союз (то есть постоянные переговоры) с клиентом. В результате переговоров вносятся изменения. Их надо фиксировать, в идеале, как дополнительное соглашение к договору. Но на практике часто ведется переписка между клиентом и специалистом, обычно, в электронном виде. И в интересах обеих сторон ее нельзя удалять, а лучше копировать и сохранять.
И последнее, на что бы еще хотелось обратить внимание, это то, как в договоре называется вознаграждение дизайнера, а точнее его часть. Предоплата по заказу может быть названа в договоре задатком или авансом. На первый взгляд, разница невелика, но юридически – это разные понятия, по-разному решающие судьбу предоплаты в случае расторжения договора. В случае отказа клиента от дальнейшей работы (без вины со стороны дизайнера), аванс по общему правилу подлежит возврату. А вот задаток в этом случае остается у специалиста. Зато, если дизайнер отказывается от работы с клиентом, то задаток возвращается клиенту в двойном размере.
Учет всего вышесказанного позволит Вам обезопасить себя при работе с дизайнером интерьеров, однако стопроцентной гарантии, что все сложится наилучшим образом, это не даст. Поэтому или пробуйте свои силы и набивайте шишки, или обращайтесь к профессиональным юристам, которые смогут максимально защитить Вас как в данных, так и в любых других правоотношениях.